С древних времён миниатюрный образ использовался для проверки архитектурных и конструктивных решений, поиска совершенного облика и безупречной структуры задуманного сооружения. В то же время, одной из ключевых функций макета была, демонстрация будущего объекта, подтверждение этого дошли до нас из разных времён и мест:

Византийская империя Киевская Русь Средневековая Европа Итальянское возрождение

Одними из самых древних сохранившихся макетов, являются трипольские макеты жилья и культовых сооружений. Обнаруженные в раскопках на территории Украины они датируются шестым – третьим тысячелетием до нашей эры.

Модели домов и храмов находят в раскопках древнего Египта и Месопотамии X-V века д.н.э. На широкое применении макетов в древней Греции, для оценки архитектурных и конструктивных параметров сооружений указывают свидетельства Аристотеля и Архимеда (IV-II век д.н.э)

Сохранились ритуальные и архитектурные макеты из древней Индии и Китая датируемые X-ХII веком:

В Перу находится уникальный макет времен доколумбовской Америки, археологический артефакт Сайвите (Sayhuite stone). В нем смоделирован город с действующей ирригационной системой. Предположительно созданный мастерами Империи Инков в X-ХV веке, макет высечен из цельного гранитного валуна диаметром около 4 метров. Предполагается, что для точного моделирования гидродинамических свойств воды, в нем использовалась ртуть. Существует достаточно сомнительная версия, согласно которой, артефакт изготовлен высокотехнологичной цивилизацией доинковской эпохи одновременно с монументами из полигональной кладки и имеет значительно больший возраст.

В эпоху Возрождения несмотря на появление новых возможностей в изобразительном искусстве (развитие линейной перспективы и технологии живописи) архитектурное макетирование не утрачивает своих позиций, а наоборот переживает период своего расцвета. Начиная, с середины XIV века появляются архивные материалы указывающие на привлечение итальянскими архитекторами скульпторов, плотников и столяров для создания макетов. Именно в период итальянского возражения, были созданы такие шедевры, как макет собора Святого Петра в Риме и макет купола кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре.

Значительный вклад в развитие макетирования сделан мастерами работавшими над комплексом французских фортификационных макетов изготовленных на протяжении ХVII-XIX веков. Основным назначением моделей было планирование и реконструкция фортификационных сооружений. Всего было создано порядка 260 макетов, из которых сейчас сохранилось около сотни. Макеты изготавливались преимущественно в едином масштабе 1:600, некоторые из них достигали площади более 150 м.кв. Благодаря вниманию со стороны короля Людовика XIV, они выполнялись с высочайшим качеством и детализацией, многие из этих макетов считаются настоящими произведениями искусства.